Редактирование статьи. Делаем текст читаемым.

редактирование статьи

Копирайтер – сам себе редактор

Редактирование статьи - в общем процесс не из легких. Он сравним с написанием самой статьи. Несколько фраз, закругляющих» текст, и статья готова. Она забрала у вас немало сил, хочется поскорей отправить её заказчику или в магазин при бирже и расслабиться. Расслабиться – это пожалуйста, а вот с отправкой не торопитесь. Если сравнить статью с постройкой здания, то написанное вами – лишь «коробка», черновик. Редактирование статьи — это те же  «отделочные работы». Текст обязательно нужно внимательно перечитать и – главное – отредактировать.
Но, удивятся многие, в компьютере ведь есть текстовой редактор (обычно это всем известный Word). Он укажет на ошибки, посоветует, что и как надо «подрихтовать». К сожалению, Ворд и любой другой текстовой редактор «видят» не все ошибки даже в правописании. А уж о литературном редактировании и говорить нечего.
Когда вам заказан текст «для людей» (а не для поисковых роботов), от него ждут не просто грамотности. Статья должна быть логичной, написанной ясно, конкретно, убедительно и живо. Хороший текст читается легко и на одном дыхании. Чтобы он вышел таким, необязательны какие-то особые таланты. Надо просто овладеть набором приёмов, и это под силу каждому.
Короче!
Я не встречал людей, которые любят читать длинные тексты. Многие испытывают внутреннее отталкивание при одном только виде «кирпича» из тысяч слов. Поэтому текст разбивают на короткие, в несколько абзацев, фрагменты с собственными заголовками, вводят маркированные или нумерованные списки.

Для восприятия важна и длина предложений. Когда она чересчур велика, читателю трудно удерживать в памяти начало фразы, пробираясь к долгожданной точке в конце. Чтобы понять предложение, приходится перечитывать его снова, а то и не раз. Гораздо проще пропустить его и перескочить на следующее. Или одним кликом «мышки» уйти с сайта вообще. К примеру, читаем:

Пластиковые окна требуют покрытия и очистки фурнитуры средствами, в составе которых нет смолистых веществ или кислот, а также ежегодного смазывания петель, цапф и других подвижных деталей, что продлит срок эксплуатации этих частей и гарантирует надёжную работу окна.

Такие фразы – просто смертный приговор для любого текста, в том числе и с приставкой «SEO». Обнаружив в своей статье нечто подобное, разделяем фразу на несколько:

Пластиковые окна требуют покрытия и очистки фурнитуры специальными средствами. Они не должны содержать смолистых веществ или кислот. Петли, цапфы и другие подвижные детали надо ежегодно смазывать. Уход продлит срок их эксплуатации и гарантирует надёжную работу окна.

Замедляют и затрудняют чтение слишком длинные слова. Для читателя они – как для водителя «лежачий полицейский» поперёк дороги. Старайтесь избегать всех этих «воздухораспределительный», «высокочувствительный», «низкооплачиваемый», «широкоупотребительный» и т.п. Ведь совсем нетрудно заменить их: «для распределения воздуха», «с высокой чувствительностью», «с низкой оплатой», «обычный».

Словесный туман похож на обман

Копирайтер должен избегать слов, которые не дают чёткого представления о предметах и явлениях.

Допустим, вам заказал рекламную статью мебельный магазин. Постарайтесь забыть все эти «качественные товары», «богатый ассортимент», «лидер продаж», «выгодно и удобно», «доступные цены» и т.п. Потому что они для потребителя просто лишены смысла. Возникает подозрение: автор зачем-то напускает туману. «Богатый ассортимент» – это сколько видов продукции? Пятьдесят, сто двести? «Лидер продаж» — это в своём микрорайоне (где всего два мебельных магазина) или во всей области? «Доступные цены» – миллионер и пенсионер понимают их по-разному.

Избегайте абстракций, пишите конкретно! Тогда «быстрая доставка» превратится в «доставку в течение двух часов», «признанный лидер» — в «удостоен дипломов международной ярмарки», «надёжный» – в «пятилетнюю гарантию эксплуатации».

По возможности заменяйте общие слова их конкретными вариантами. Из трёх вариантов: «мчалась машина», «мчался грузовик» и «мчался КамАЗ», третий – самый удачный.

Желательно, чтобы конкретность опиралась на опыт читателя, давала зримое представление. Можно вместо «высокий собор» написать: «собор высотой 45 метров», но сильнее окажется впечатление от «собора высотой с 15-этажный небоскрёб». Замени́те «30 процентов» на «каждый третий» – и фраза станет заметно лучше.

Напрасные слова

Чтобы разгрузить мозги, в разговоре мы пользуемся стандартными блоками слов. Но на письме их надо избегать. Читатель пропускает эти выражения, не вникая в их смысл. Перечитывая статью перед отправкой, безжалостно удаляйте выражения типа: «Следует сказать», «Нельзя не заметить», «Всем известно, что…». Убрать их из текста – всё равно, что прополоть грядку, заросшую сорняками.

Немало слов, похожих на стёртые пятаки: их смысл со временем стёрся, и они делают текст тусклым. Из текста выбросить их не всегда реально. Надо постараться заменить их свежими или хотя бы короткими словами и выражениями.

«В наше время ни для кого не секрет, что подавляющее большинство продуктов питания не являются натуральными».

Фраза, вроде бы, правильная, но до чего скучная! Как её отредактировать? Например, так:

Много ли в нашем меню натуральной еды? Конечно, мало кто этого не знает!

Заметьте: предложение стало не только живее, но и короче. А смысл-то остался тот же самый.

Не пишите докладных записок

То есть, если по работе надо, конечно, пишите. Но не превращайте свой копирайт или рерайт в официальную бумагу. Канцелярские обороты уродуют и засушивают живой текст. Читателю нужен сочный яркий цветок, а вы подсовываете ему лист из гербария:

«Москва является городом, где сосредоточены многочисленные учреждения культуры».

Что тут сказать? «Являются» — это про призраков. Слово «город» явно лишнее: Москву никто не считает посёлком. Нужны нормальные человеческие слова:

«В Москве так много театров, музеев, библиотек, концертных залов!»

Изживайте из текста все канцелярские конструкции. Сравните предложения в левой и правой колонках таблицы:

«Приехали в Неаполь с целью осмотра вулкана»«Приехали в Неаполь для осмотра вулкана»«Наша фирма занимается доставкой и установкой…»«Наша фирма доставляет и устанавливает…»«Водитель совершил наезд»«Водитель наехал»«Покупателям было разрешено…»«Покупателям разрешили» «Состоялось выдвижение кандидатов» «Выдвинули депутатов»

Чувствуете разницу? И снова она и в выразительности, и в длине фраз.

Пять пожеланий напоследок

После тщательного и умелого редактирования текст резко улучшает своё качество и – между прочим — стоимость. Поэтому:

  • не жалейте времени на редактирование статьи, делайте его не спеша, внимательно читая (можно вслух) каждое слово, каждую фразу;
  • написав статью, желательно сделать «выдох» и приступить к редактированию завтра, на свежую голову;
  • знайте меру в сокращении и упрощении текста, не превращайте его в боевой приказ;
  • читайте подборки полезных советов по улучшению текста. Скажем, книгу Роя Кларка «50 приёмов письма». Её нетрудно найти в Инете (например, на http://dedovkgu.narod.ru/bib/clark.htm).
  • никогда не раздувайте пустословием объём статьи, чтобы побольше заработать. Опытный заказчик заметит попытки «впарить» ему некачественную продукцию и прекратит с вами отношения.

Семён ВОЛОВНИК.

 

Похожие статьи

  • Работа копирайтером. С чего начать?29.04.2015 Работа копирайтером. С чего начать? (1)
    Работа копирайтером - что это такое? Половина жителей нашей планеты с помощью Интернета получают новую информацию, общаются, развлекаются, а многие - ещё и зарабатывают деньги. Один из […]
  • Копирайтинг, работа на магазин статей. Биржа статей.14.05.2015 Копирайтинг, работа на магазин статей. Биржа статей. (0)
    Итак, вы – начинающий копирайтер. Копирайтинг, работа на магазин статей, это не простое дело. Вы написали первую статью и горите желанием найти на неё покупателя и получить заслуженный […]
  • Заголовок статьи. Как правильно назвать статью.15.06.2015 Заголовок статьи. Как правильно назвать статью. (0)
    Заголовок статьи – ключ к успешному копирайтингу Копирайтер пишет статью,чтобы её продать. Заказчик покупает статью для того, чтобы её прочли. И для того, и для другого нужен хороший […]
  • Как обманывают копирайтеров. Копирайтинг бесплатно.03.06.2015 Как обманывают копирайтеров. Копирайтинг бесплатно. (4)
    Как обманывают копирайтеров? Копирайтер в зоне риска В Интернете полно людей, которые, как сказано в одной мудрой книге, жнут там, где они не сеяли. Попросту говоря, мошенники. […]
  • Как работать копирайтером.06.06.2015 Как работать копирайтером. (0)
    Что нужно копирайтеру? На вопрос: «Вы хотите работать копирайтером?» многие, не задумываясь, ответят «да!». А задуматься как раз и не грех. Работать – это ведь означает относиться к […]

2 Комментарии

  1. Virtual Private Servers

    С удовольствием прочитала эту статью, так как зарабатываю на жизнь не только копирайтером в Сети, но и корректором в одной провинциальной газете. Борьбу со всеми этими излишествами нехорошими , так сильно осложняющими тексты, веду давно и упорно.

  2. Надежда

    В реале работаю корректором, в Сети подрабатываю копирайтингом(www.oshibkamnet.ru). Полностью согласна: самому автору бывает невероятно сложно отредактировать собственный текст. Даже если он семи пядей во лбу в орфографии и пунктуации… За «свежим взглядом» лучше обратиться к человеку со стороны (например, к другу). Или, если есть возможность, отложить написанный текст на недельку, а затем перечитать. Но при нашем копирайтерском цейтноте такое почти всегда невозможно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика